Основной

Что такое IT-ландшафт и как сделать его более эффективным?

Компании пользуются ими, чтобы поддержать или улучшить свою жизнедеятельность: на производстве, в коммуникации, аналитике, учете — или получить доход.

Что отличает правильно выстроенный IT-ландшафт
• Целенаправленность. Менеджер и его команда должны понимать, какой будет система в ближайшей и долгосрочной перспективе и чем она будет помогать компании.
• Масштабируемость. С ростом компании ландшафт тоже будет усложняться, поэтому в нем всегда должны быть возможности для изменений и обновлений.
• Окупаемость. Нужно подбирать новые инструменты не только по функциям, но и оптимальной цене, способу владения.
• Согласованность. Части ландшафта должны быть связаны между собой, и работа одной части не должна мешать функционированию другой или вызывать в ней баги. Например, как frontend- и backend-системы
• Безопасность. Персональные данные клиентов и сотрудников, коммерческие показатели, аналитические отчеты — этой и другой информации нужна защита от кибератак.
• Удобство использования. Необходимо, чтобы IT-ландшафт был удобен и сотрудникам, и внешним пользователям, если такие предполагаются.

Важно помнить, что работа над улучшением ландшафта — работа постоянная. Весь ландшафт целиком не обновляется. Всегда будут приоритетные изменения.

Как выстраивать IT-ландшафт

Работу по выстраиванию IT-ландшафта курирует CTO (Chief technical officer), в чем ему помогают, в том числе, системный аналитик или продуктовый менеджер.

Кратко алгоритм работы с IT-ландшафтом выглядит следующим образом:
• Проанализируйте текущее положение дел в вашей IT-архитектуре. Всем ли из них она соответствует? В какой степени?
• Соберите обратную связь по работе с IT-ландшафтом. Опросите сотрудников и клиентов вашей компании. С какими проблемами они сталкиваются? Что бы они хотели в ней изменить и зачем?
• Выделите точки роста и приоритезируйте их. Посмотрите, какие из них наиболее критичны для эффективной работы бизнеса, а какие могут подождать, поскольку их исправление не повысит эффективность в явном виде.
• Включите первые в текущий бэклог. Вторые ранжируйте по важности изменений и также поставьте в очередь на выполнение как технический долг, для устранения которого также есть свои процедуры.

Для составления продуктовых методологий можно взять CJM и Canvas, архитектуру предприятия Джона Захмана, Business Process Model and Notation (BPMN) и UML-диаграммы. В моделировании хранилищ данных, связей, источников помогут ER-диаграммы, data flow digram (DFD). Для наглядного представления всего IT-ландшафта стоит использовать ARIS, Visio, Miro, MindMap. В последнем можно сделать верхнеуровневые карты.



Главные мысли
• IT-ландшафт есть у любой компании, которая присутствует в интернете.
• Хотя он бывает разным по размеру и степени сложности, критерии его качества остаются одинаковыми.
• IT-ландшафт — это не фигура, высеченная на камне. Это гибкая система, которую можно и нужно менять, если ее изменения повысят эффективность работы или уровень безопасности бизнеса.